Озон & Вайлдбериз: или почему Moonbay не будет продаваться на популярных маркетплейсах?

1 марта 2024

С момента создания нашего магазина, а именно с 2014 года, мир вокруг заметно изменился в сфере торговли:
на первый план сейчас вышли и стали рвать аудиторию популярные маркетплейсы: ВБ и Озон.

В связи с этим одним из самых частых вопросов, задаваемых нашей команде в личных сообщениях в группе или в рамках живого общения - представлен ли наш товар на этих площадках?
Как видно из статьи - не представлен и не будет.
Хотя мы сами являемся потребителями товаров на этих площадках.

Но как продавцы - не выступим. И вот почему.

  • Что такое с точки зрения потребителя маркетплейс?

Это место, где можно приобрести товары массового потребления по наиболее низкой цене.

  • Что такое маркетплейс для поставщика /производителя?

Это площадка-монополист, которая может ставить в любую позу поставщика, но при этом не нести никакой ответственности.
На фоне повального и стремительного роста маркетплейсов - так же стремительно растут недостатки торговли с их складов: потери и воровство товаров, подмена товаров,
возвраты в неподобающем виде, частые односторонние обновления правил торговли площадки / штрафов и из последнего - пожары и отсутствие компенсаций за сгоревший /
испортившийся товар по вине самого маркетплейса.

Что делать поставщику / производителю в таких реалиях? Выбор невелик.

・1 вариант: снижать операционные издержки, то есть использовать более дешевое сырье и расходники,
что в свою очередь ведет к снижению качества и упрощению товара.

Например - отказываться от красивой и качественной упаковки, от красивых иллюстраций, милых мелочей - всего того
что повышает нам градус удовольствия от покупки.

・2 вариант: снижать прибыль.
Но для небольших производств, либо тех кто делает мелкосерийный или ШТУЧНЫЙ товар - это почти невозможно, так как
маржинальность и так не высока.

・3 вариант: вкладывать все доступные силы и средства в развитие своих точек продаж и в качество.
Безусловно, масс-маркет голосует рублем, но давайте будем честны: самый любимый и дорогой человек в этом мире - это мы сами, и когда перед нами стоит выбор есть с картонной одноразовой
тарелки или из чуть более дорогой фарфоровой - что бы вы выбрали?
То же самое с маркетплейсами - приводя в пример товары или пеняя на цены на них - мы подталкиваем производителей прекратить делать фарфор и полностью переключиться
на одноразовый и максимально простой масс-маркет.

・Либо 4 вариант: не продавать на них вообще. Что я и выбираю. Большая часть наших товаров - штучного, мелкосерийного производства.

Свечи, руны, книги теней, блокноты, даже серпы и некоторые ювелирные украшения - никогда не будут точь-в-точь до миллиметра повторяться. Это всегда ручной труд мастеров и ремесленников. Даже тонкие восковые свечи, которые мы заказываем у мастеров партиями - почти всегда будут отличаться оттенком: воски для свечей со свечными красителями всегда замешиваются вручную.



Есть хрупкие товары: например довольно дорогая бижутерия с элементами из полимерной глины, шкатулки, куклы, игрушки-талисманы..как представлю, в каком виде нам может вернуться при отказе такой товар или как его будут швырять и пинать при погрузке грузовик-склад - становится нехорошо. Поэтому именно для моего магазина причин НЕ работать с маркетплейсами и рисков гораздо больше.